Тема

Региональный семинар-практикум «Буллинг – что делать?»

Приказом Минобразования Новосибирской области № 1103 от 15 мая 2019 года МБОУ СОШ № 82 на основе конкурсного отбора стала признанным  региональным ресурсным центром развития образования Новосибирской области. Сроки реализации Проекта      2019-2021 гг. В состав ресурсного центра вошли следующие школы: МБОУ СОШ № 18; МБОУ СОШ № 187; МБОУ СОШ № 87; МБОУ Лицей № 113; МБОУ СОШ № 169; МБОУ СОШ № 177; МБОУ СОШ № 178; МБОУ СОШ № 197.

Пятого декабря в рамках деятельности РРЦРО состоялся региональный семинар-практикум «Буллинг – что делать?». Это уже третье мероприятие РРЦРО в направлении деятельности: создание системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательной организации.

Современные ориентации и ценности образования приводят к новому осмыслению идеи психолого-педагогического сопровождения как  категории педагогической науки.  Мы рассматриваем это понятие как деятельность, направленную на создание благоприятных социально-психологических условий успешного обучения, социального и психологического развития школьников.

Новые идеи же раскрываются через новые подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС и через задачи в проектировании деятельности по созданию такой системы в РРЦРО МБОУ СОШ № 82.

       Мы работаем как с одаренными и высокомотивированными детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, со слабоуспевающими детьми. Каждый ребёнок имеет право на доступное качественное образование.  Как сохранить равновесие между качествами личности, между самой личностью и окружающей средой в процессе обучения, воспитания и социализации в условиях школьной образовательной среды?  Каковы должны быть механизмы достижения такого равновесия? Ставя такие вопросы,  актуализируется проблема необходимости психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе.

Наша задача – обеспечить необходимые условия для получения доступного качественного образования с учетом индивидуальных особенностей развития и потенциала каждого ребёнка.

 Поэтому проблемными и, соответственно, проектными линиями являются:

- выявление, поддержка и сопровождение одаренных и высокомотивированных детей;

- организация повышения качества обучения слабоуспевающих детей и профилактика неуспеваемости;

- сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ;

- подготовка обучающихся к ГИА;

- сопровождение процесса профессиональной ориентации и профессиональных проб обучающихся.

 Деятельность по разработке модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся в рамках регионального ресурсного центра развития образования обобщалась в Международном центре научного партнёрства «Новая наука» на международном научно-исследовательском конкурсе «Лучшая научно-инновационная работа 2019 года». Работа удостоена диплома II степени.

 Предметом обсуждения 5 декабря явилось такое явление, как БУЛЛИНГ. Приветственным словом открыла семинар директор МБОУ СОШ № 82 Елена Владимировна Минаева.

О буллинге как о проблеме современного общества заявила Анна Никитична Гукова, сотрудник научно-исследовательской Ассоциации «Лаборатория социально-психологической виктимологии личности профессора Е.В. Руденского» Новосибирского государственного педагогического университета.

 Причинно-следственные связи и последствия буллинга выявлены в докладе Екатерины  Геннадьевны Киреевой - руководителя психолого-педагогической службы РРЦРО, психолога - спортивного реабилитолога. 

 Педагог-психолог высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 177, победитель конкурса «Педагог-психолог НСО-2019», победитель III степени конкурса «Педагог-психолог России-2019» Екатерина Игоревна Веселова на мастер-классе представила техники и приемы формирования позитивных отношений в школе,  акцентировав внимание на профилактике буллинга.

 Константин Геннадьевич Скоропупов, психолог, семейный консультант, являющийся родителем нашего обучающегося, привел примеры видов эмоционального насилия в семье, являющиеся причиной подавленного психологического состояния обучающихся.

 Выявлено, что тема буллинга не теряет свою актуальность. В 21 веке изменились формы буллинга. Раньше считалось, что буллинг – это травля одних детей другими детьми. На сегодняшний день понятие буллинга гораздо шире. В первую очередь оно связано с отсутствием у ребенка сформированных механизмов адаптациии и социализации, с отсутствием навыков 21 века. А также с высоким уровнем агрессивности, которая формируется не только за счет неблагополучия в семье, внутриличностных, межличностных конфликтов, но и за счет воздействия средовых факторов, например, деятельности СМИ.

Буллинг всегда связан с агрессией и аутоагрессией. В научной литературе агрессия определяет любые действия или бездействия, причиняющие вред другому человеку или обществу, проявление влечения к смерти, реакцию на фрустрацию, реакцию на стресс и способ разрядки, стремление к доминированию, самоутверждению, инстинктивно-обусловленный патент поведения. 

В социально-психологической помощи нуждается не только жертва, но и буллер, потому что у них не сформированы механизмы адаптации. У жертвы чаще проявляется аутоагрессия и, соответственно, именно жертвы буллеров свою аутоагрессию выражают в суицидальных намерениях и суицидальных попытках. Поэтому тема буллинга приобретает особую актуальность в разрезе тех социальных событий, которые происходят в обществе сегодня.

 Присутствующие на семинаре пришли к мнению, что через СМИ буллеры и жертвы получают механизм действий. Обсуждение вызвали вопросы: что делать педагогам, как прогнозировать и предвидеть действия детей? Какова причина агрессии, какова роль учителя в профилактике данного социального явления? Какие мероприятия должна планировать образовательная организация для предотвращения подобных явлений?

Важно помнить, что причина, которая спровоцировала буллинг в образовательной среде, может быть сформирована задолго до появления внешних признаков внутреннего неблагополучия. Поэтому большое внимание уделилось проблеме взаимодействия с семьёй обучающихся.

В семинаре участвовали 40 человек. Присутствовали не только представители школ-сетевых партнёров, но и социальные педагоги и педагоги-психологи из других школ города Новосибирска, а также представители факультета СПО Новосибирского государственного аграрного университета. В теплой, располагающей обстановке вёлся доверительный разговор. По результатам работы были вручены сертификаты.

  

Материал предоставила Фёдорова Лилия Александровна, начальник отдела НМР СОШ № 82, куратор РРЦРО.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Все права защищены.

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

© МБОУ СОШ № 82, 2018 год