Тема инновационного проекта: «Программа воспитания МАОУ ЦО «Развитие» - ключевой ресурс создания единого воспитательного пространства».
Тематическое направление деятельности РИП: Организация воспитательной деятельности в контексте реализации обновленных ФГОС ОО
Цель инновационного проекта: создание условий для воспитания высоконравственной, конкурентоспособной личности посредством консолидации усилий всех участников образовательных отношений, причастных к воспитанию обучающихся.
Задачи инновационного проекта:
- включить в рабочую программу воспитания МАОУ ЦО «Развитие» вариативный модуль «Воспитательные СО-бытия», включающий единый план воспитательной работы, разработанной заместителем директора по воспитательной работе, советниками директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, педагогами-организаторами, представителями «Родительской конференции» и «Совета обучающихся»;
- внедрить «Модель организации единого воспитательного пространства»;
- разработать «Программу взаимодействия с семьями обучающихся», а также программы долговременного сотрудничества со сторонними организациями (культуры, искусства, спорта и т. п.).
Сроки реализации проекта: январь 2024 г. – декабрь 2026 г.
Программа инновационного проекта
- Наименование проекта: «Программа воспитания МАОУ ЦО «Развитие» - ключевой ресурс создания единого воспитательного пространства».
- Период реализации проекта: январь 2024 г. – декабрь 2026 г.
- Направление деятельности инновационной площадки, в рамках которого реализуется представленный проект: Организация воспитательной деятельности в контексте реализации обновленных ФГОС ОО.
- Цель: создание условий для воспитания высоконравственной, конкурентоспособной личности посредством консолидации усилий всех участников образовательных отношений, причастных к воспитанию обучающихся.
Задачи:
- включить в рабочую программу воспитания МАОУ ЦО «Развитие» вариативный модуль «Воспитательные СО-бытия», включающий единый план воспитательной работы, разработанной заместителем директора по воспитательной работе, советниками директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, педагогами-организаторами, представителями «Родительской конференции» и «Совета обучающихся»;
- внедрить «Модель организации единого воспитательного пространства»;
- разработать «Программу взаимодействия с семьями обучающихся», а также программы долговременного сотрудничества со сторонними организациями (культуры, искусства, спорта и т. п.).
Предмет проекта (программы): «Модель организации единого воспитательного пространства».
- Обоснование значимости проекта (программы) для развития системы образования Новосибирской области:
В связи с возрождением интереса к вопросам воспитания на государственном уровне, модернизацией системы воспитания, введением должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее – советники), эффективной будет являться практика создания единого воспитательного пространства (далее – ЕВП) в образовательной организации. Важными компонентами ЕВП считаем следующие:
- взаимодействие взрослых субъектов воспитания, объединенных общими задачами;
- «СО-бытия» воспитания в рамках СОвместной деятельности обучающихся и взрослых, причастных к воспитанию.
Посредством введения вариативного модуля «Воспитательные СО-бытия» в Программу воспитания МАОУ ЦО «Развитие» планируется объединить деятельность всех субъектов воспитания, в том числе, советников. В рамках данного модуля разрабатываются и реализуются «Программа взаимодействия с семьями обучающихся», программы долговременного сотрудничества со сторонними организациями (культуры, искусства, спорта и т. п.), единый план воспитательной работы, включающий единые воспитательные мероприятия, совместно разработанные заместителем директора по воспитательной работе, педагогами-организаторами, советниками, представителями «Родительской конференции» и «Совета обучающихся», что и формирует единое образовательное пространство, отражённое в «Модели организации единого воспитательного пространства».
Таким образом, данный проект, направленный на коллаборацию всех субъектов воспитания, позволит реализовать новые форматы воспитательных практик, которые, в силу своей универсальности, могут быть предложены образовательным организациям Новосибирской области для использования в работе.
- Исходные теоретические положения, на которых строится проект (программа).
Согласно определению, данному в «Большом энциклопедическом словаре», пространство – это множество объектов, между которыми установлены отношения… . Термин «пространство» пришёл в социальную сферу из математики.
Воспитание, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», – это деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Таким образом, воспитательное пространство подразумевает среду, в рамках которой организовано взаимодействие между множеством субъектов (в нашем случае – советниками, педагогами, обучающимися и их родителями (законными представителями). Деятельность в данной среде нацелена на формирование личностных качеств обучающихся на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей русского народа и принятых в российском обществе правил и норм поведения.
В свою очередь, педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка, определенное множество детей определяется Л. И. Новиковой, как воспитательное пространство. Опираясь на данное определение, под «единым воспитательным пространством» (далее – ЕВП) будем понимать педагогически целесообразно организованную среду, в которой проводятся СОвместные мероприятия с участием всех субъектов воспитания. В этой связи следует ввести понятие «единый план воспитательной работы» (далее – ЕПВР), под которым будем понимать комплекс «единых воспитательных мероприятий» (далее – ЕВМ), разработанных СОвместно заместителем директора по воспитательной работе, советниками, представителями «Родительской конференции» и «Советом обучающихся», что отражено в разработанной структурно-организационной «Модели организации единого воспитательного пространства» (далее – МЕВП).
7. Кадровое обеспечение реализации проекта:
№ п/п |
ФИО специалиста |
Место работы, должность, ученая степень, ученое звание специалиста (при наличии) |
Опыт работы специалиста в международных, федеральных, региональных и муниципальных проектах в сфере образования и науки за последние 3 года |
Функции специалиста в рамках реализации проекта (программы) |
1. |
Игонина Наталья Викторовна |
заместитель директора по воспитательной работе |
|
Организация мероприятий с педагогическими коллективами ОО, с родительской общественностью. Составление программ, планов, графиков, расписаний. Взаимодействие с организациями культуры, искусства и спорта. Оказание методической поддержки педагогам. |
2. |
Крамер Елена Александровна |
Руководитель Центра образовательных проектов и программ МАОУ ЦО «Развитие», доцент кафедры начального образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, канд. пед. наук |
|
Разработка нормативно-правовой базы реализации проекта, составление программ. |
2. |
Шутиков Сергей Николаевич |
Советник по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями |
|
Участие в составлении планов и программ. Организация и проведение единых воспитательных мероприятий. Взаимодействие с Советом обучающихся. |
Загребельникова Наталья Сергеевна |
|
|||
3. |
Панькова Карина Романовна |
Педагог-организатор |
|
Проведение единых воспитательных мероприятий. Взаимодействие с Советом обучающихся. |
- Нормативное правовое обеспечение при реализации проекта:
№ п/п |
Наименование нормативного правового акта |
Краткое обоснование применения нормативного правового акта в рамках реализации проекта (программы) организации-заявителя |
1 |
Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» |
Статья 2: определение термина «воспитание», как ориентир при создании Рабочей программы воспитания, разработке мероприятий воспитательной направленности. |
2 |
Указ Президента РФ от 9.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» |
Указанный документ включает перечень 17 духовно-нравственных ценностей, которые будут являться ориентиром при создании Рабочей программы воспитания, разработке мероприятий воспитательной направленности. |
3 |
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р) |
Приоритеты государственной политики в области воспитания и социализации детей, как ориентир при создании Рабочей программы воспитания, разработке мероприятий воспитательной направленности. |
4 |
Концепция проекта «Школа Минпросвещения России» |
Магистральное направление «Воспитание» в качестве ориентира при создании Рабочей программы воспитания, разработке мероприятий воспитательной направленности. |
5 |
Программа развития воспитания Новосибирской области на 2019-2024 годы «Воспитание гражданина России – патриота Новосибирской области» по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 год |
В качестве ориентира при создании Рабочей программы воспитания, разработке мероприятий воспитательной направленности. |
- Показатели эффективности проекта:
- интеграция плана работы советников в план воспитательной работы;
- увеличение количества родителей, участвующих в организации воспитательных мероприятий;
- увеличение количества единых воспитательных мероприятий;
- увеличение количества обучающихся вовлеченных в организацию и проведение воспитательных мероприятий внеурочную и внешкольную деятельность.
- Возможные риски при реализации проекта (программы) и предложения организации-заявителя по способам их преодоления:
№ п/п |
Риски |
Способы преодоления рисков |
1 |
Отсутствие интереса во взаимодействии со стороны сторонних организаций |
Проведение совместных воспитательных мероприятий, мастер-классов, экскурсий |
2 |
Недостаточная подготовленность родителей для проведения мероприятий для обучающихся |
Проведение родительских конференций, семинаров, мастер-классов по обмену педагогическим опытом |
3 |
Неготовность педагогов ЦО к внедрению единой воспитательной модели в образовательный процесс |
Проведение информационной и мотивационной работы среди педагогического коллектива |
- Средства контроля и обеспечения достоверности результатов (предполагаемые критерии результативности проекта и методики их отслеживания):
№ п/п |
Критерий результативности проекта |
Методика его отслеживания |
1. |
наличие программы взаимодействия с семьями обучающихся по вопросам воспитания |
факт наличия |
2. |
наличие плана единых действий советников, родительской конференции и совета обучающихся по вопросам воспитания в рамках ОО |
мониторинг и анализ проведения мероприятий по плану единых действий советников, родительской конференции и совета обучающихся по вопросам воспитания в рамках ОО |
3. |
наличие программ по долговременному сотрудничеству с организациями культуры, искусства и спорта |
факт наличия |
- Организации-соисполнители проекта (программы) (при наличии):
№ п/п |
Наименование организации-соисполнителя проекта (программы) |
Основные функции организации-соисполнителя проекта (программы) |
1. |
ЦВР «Галактика» |
Организация и проведение совместных мероприятий |
2. |
Детская библиотека им. Белинского и им. И.С.Тургенева |
Организация и проведение совместных мероприятий |
3. |
МБУ «Спортивный город» |
Организация и проведение совместных мероприятий |
4. |
Музей Дзержинского района |
Организация и проведение совместных мероприятий |
5. |
ДДК им. Калинина |
Организация и проведение совместных мероприятий |
- Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по направлению проекта (программы).
- Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов П.В., КругловВ.В., СтепановаИ.В. и др.]; под ред. П.В.Степанова.
- Землянская Е. Н., Теория и методика воспитания младших школьников.
- Новикова Л. И. Педагогика воспитания.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.
- Планируемые результаты проекта:
- В Программу воспитания включён вариативный модуль «Воспитательные СО-бытия», содержащий единый план воспитательной работы, разработанной заместителем директора по воспитательной работе, советниками директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, педагогами-организаторами, представителями «Родительской конференции» и «Совета обучающихся»;
- внедрена «Модель организации единого воспитательного пространства»;
- разработаны «Программа взаимодействия с семьями обучающихся», а также программы долговременного сотрудничества со сторонними организациями (культуры, искусства, спорта и т. п.).
- Планируемая апробация и (или) внедрение результатов проекта (программы), полученных после его (ее) реализации:
Документы |
Календарный план реализации проекта |
Мероприятия |
||
Организации-соисполнители проекта |
Методические продукты |
Контакты |
||
ГКУ НСО НИМРО "Региональные инновационные площадки" |